Доклад директора Департамента надзорной деятельности МЧС РФ Печать
 

Тезисы доклада директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Дешевых Ю. И. на конференции «Перспективы развития системы саморегулирования в области пожарной безопасности»

Законодательством Российской Федерации определено, что саморегулирование предпринимательской деятельности это форма объединения участников рынка, которые с целью сохранения деловой репутации и имиджа следуют разработанным самими правилам и стандартам.

МЧС России принимает активное участие в работе над соответствующим проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности».

Толчком к началу работы над созданием саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности послужило обращение общественных организаций в Государственную Думу Российской Федерации, выработанное в ходе подобной конференции, проводимой с участием Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу.

Работа МЧС России по созданию системы саморегулирования в области пожарной безопасности это не дань моде. Министром поставлена задача всю пожарную отрасль перевести на этот относительно новый для нашей страны механизм.

Мы предлагаем регулирование работ и услуг, которые непосредственно влияют на исход борьбы с огнем, причем без всяких изъятий, осуществлять с использованием рыночных инструментов.

Сегодня законопроект находится на завершающем этапе разработки и утверждения. На протяжении полутора лет ведется активная работа, в том числе по согласованию законопроекта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с субъектами Российской Федерации.

Вопросы обеспечения пожарной безопасности охватывают все без исключения отрасли экономики страны и существенная их часть решается, в том числе, через лицензирование, сертификацию и независимую оценку пожарных рисков. В настоящее время более 43 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляют свою деятельность по предоставленным МЧС России лицензиям, более 700 экспертных организаций аккредитованы Министерством на право проведения независимой оценки пожарных рисков, а также 57 органов по сертификации и 77 испытательных лабораторий, аккредитованных МЧС России, осуществляют подтверждение соответствия продукции.

Действующее законодательство не позволяет в полной мере и эффективно осуществлять контроль со стороны государства за деятельностью этих организаций. В связи с чем, замена части государственных функций на механизм саморегулирования предполагает осуществление более строгого, регулярного и одновременно прозрачного по процедуре контроля за деятельностью предприятий являющихся членами СРО.

Реализация законопроекта позволит отказаться от лицензирования деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также различных видов аккредитаций, сертификации и получения соответствующих одобрений.

По нашему мнению это повысит ответственность бизнеса в этой сфере и послужит повышению качества выполняемых работ в области пожарной безопасности.

Законопроектом предусмотрено, что полномочия по регистрации саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности, ведению реестра и осуществлению контроля за их деятельностью возлагаются на МЧС России, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики в области пожарной безопасности.

В целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций, обеспечения взаимодействия саморегулируемых организаций с органами власти всех уровней, с потребителями продукции услуг и работ в области обеспечения пожарной безопасности, координации деятельности и защиты прав саморегулируемых организаций законопроектом предусмотрено создание национального союза саморегулируемых организаций.

Законодателем определен довольно широкий спектр функций Национального Союза. Отмечу основные из них:

  • обжалование в судебном порядке действий государственных органов и их должностных лиц, нарушающих права и законные интересы любой саморегулируемой организации или группы таких организаций;
  • разработка федеральных по выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности;
  • осуществление экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области пожарной безопасности.

Преимущество саморегулирования заключается в повышении конкурентоспособности членов саморегулируемой организации на рынке за счет новых инструментов ответственности.

Создание саморегулируемых организаций позволит разработать стандарты и правила ведения этой предпринимательской деятельности, создать систему контроля за своими членами и гарантировать материальную ответственность за выполняемые ими работы и услуги.

Во многом, приоритетным направлением деятельности СРО должно стать расширение и дальнейшее развитие предпринимательской деятельности в области обеспечения пожарной безопасности, оказание поддержки бизнесу в достаточно непростой экономической обстановке.

По нашему мнению с принятием